Херсонес

Херсонес

Античный храм

Базилика



Базилика, построенная в 6-10 веках на фундаменте более древнего собора, также не сохранилась. Она представляет собой развалины здания из белого мрамора. 

Следы времени на некогда белоснежном камне, колонны, остатки стен, хранящие в себе воспоминания о давно прошедших веках - все это задевает 

потайные пласты подсознания и заставляет смотреть на наш сегодняшний мир немного другими глазами.

Никому сегодня не известно, как именовался этот христианский храм в средневековом Херсонесе, а потому называется он по году открытия раскопками Белова в 1935 году.











Базилика в базилике
Базилика в базилике представляет собой две разновременные трехнефные базилики: первая, большая по размерам, построена в VI веке, вторая, построенная в конце Х века, настолько мала, что полностью поместилась в центральном нефе предыдущей.

Базилика в базилике представляет собой древнейший памятник архитектуры, расположенный в Севастополе на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Базилика в базилике построена в виде двух разновременных трехнефных базилик. Первая из них, которая имеет самые большие размеры, создана VI столетии и в Х столетии разрушена. 

Вторая базилика построена в конце Х века и имеет настолько малые размеры, что почти полностью помещается в центральном нефе первой базилики. При строительстве второй базилики были использованы мраморные архитектурные детали раннего храма.

Базилика в базилике


       Если руины могут быть нарядными, то это с полным правом можно сказать о "Базилике в базилике". Сочетание белых колонн и разноцветных мозаик среди темной зелени кустарника делают этот памятник украшением городища. В современном названии отражена интересная архитектурная история - мы одновременно можем видеть здесь два здания, существовавшие в разные столетия.
       Комплекс открыт в 1889 г. раскопками К. К. Косцюшко-Валюжинича, представляет собой две разновременные трехнефные базилики: первая, большая по размерам, построена в VI веке, в Х в. разрушена; вторая, построенная в конце Х века, настолько мала, что полностью поместилась в центральном нефе предыдущей; при ее строительстве использовались мраморные архитектурные детали раннего храма.


План двух базилик

       Полы базилики VI в. были мозаичные, с разнообразными изображениями: от простого геометрического орнамента до сложной христианской символики; В притворе - нартексе - и восточных пристройках боковых нефов рисунок мозаики состоит из пересекающихся кругов красного цвета на белом фоне.


       Мозаика среднего нефа имела более сложный рисунок: кроме геометрических линий, здесь использованы эмблемы с изображением христианских символов: птиц, кругов и т.д., у входа сохранились обрывки двухстрочной надписи на древнегреческом языке (предположительно: «Всякое дыхание да хвалит Господа»). Рядом изображены: чаша - символ Евхаристии (причастия), круг, нанизанный на ромб, - символ вечности.

В пристроенном с северной стороны помещении с купелью - павлин - символ воскресения, его распущенный хвост - символ звездного неба, голуби - символ Святого Духа, якорь - символ одной из трех главных христианских добродетелей - надежды.
       Мозаика сделана из маленьких кубиков мрамора, цветного известняка, керамики, смальты. При строительстве поздней базилики значительная часть мозаики была повреждена, полы в алтарной апсиде вымостили мраморными плитами и установили престол, сделанный из колонны раннего храма. С юга от нее возведена небольшая часовня-усыпальница, с севера - открытая галерея. От галереи частично сохранились боковые стены и основания колонн. В конце XIII в. малая базилика погибла в пожаре.

1971 год: момент реставрации
В 1971-1974 г. дополнительные исследования и реставрационные работы проводились здесь под руководством С.Г. Рыжова: мозаики были закреплены новыми растворами. Тогда базилика и приобрела свой нынешний облик.

Уваровская базилика


Уваровская базилика VI–VII веков в Севастополе – крупнейший храм Херсонеса и всего средневекового Крыма. Этот уникальный архитектурный памятник расположен на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Развалины базилики были обнаружены в 1853 году в ходе археологических раскопок под руководством А. С. Уварова. Историки не могут прийти к единому мнению по поводу названия базилики, существует несколько предполагаемых названий: Святого апостола Петра, Рождества Богородицы и Софийский храм. 


Длина храма составляла 50 метров, ширина – 22 метра. Фасад здания украшала массивная крытая аркада с мозаичным полом. Сооружение включало в себя три нефа, разделенных мраморными колоннами. В конце центрального нефа размещалась полукруглая алтарная апсида. Боковые нефы не имели окон, мозаичные полы здесь включали яркий геометрический рисунок на белом фоне. 

Рядом с храмом находился большой фонтан и крытые галереи. 
Уваровская базилика много раз перестраивалась и просуществовала до XIII века.


Беседка - крестильня Великого Князя Владимира

Беседка - крестильня Великого Князя Владимира, называемая сокращенно местными жителями как баптистерий, это старинная постройка в Херсонесе-Таврическом.



Ученые до сих пор бьются в догадках, когда именно это строение было возведено. Тем, что оно установлено на выстроенном из камня ограждении, оно напоминает античные сооружения, большим количеством останков которых славится эта местность. 




Точно известен тот факт, что это строение появилось еще до крещения Руси. Историки сопоставляют факты из жизни князя Владимира и приходят к выводу, что он должен был принять крещение где-то в этом районе. Поэтому, в память об этом событии на месте разрушенного баптистерия была возведена металлическая беседка с коваными элементами и памятной надписью на внешнем элементе под ее крышей.




          Крипта - подземный храм-мавзолей




На Главной улице, в III квартале, находится интересный памятник раннехристианского времени - подземный храм-мавзолей (или, как его часто называют, - пещерный храм). Он вырублен в скале в виде вытянутого четырехугольника с тремя нишами-конхами по сторонам. В храм вела лестница, верхняя часть которой тоже была вырублена в скале; ниже спускались по деревянной лестнице; в скале видны вырубы для балочного перекрытия. Вероятно, первоначально здесь была большая рыбозасолочная цистерна.



Время возникновения храма не ясно: одни исследователи относят его к V в, другие считают, что он был тайным храмом ранних христиан и датируют его первыми веками нашей эры. Позднее над храмом построили часовню, от которой сохранилась только часть апсиды.

В 1980-1984 гг. С.А. Беляевым были произведены дополнительные исследования и архитектурные обмеры, в результате была предложена реконструкция храма и определено, что попадали в него не с открытого воздуха, а из помещения, следы которого почти не сохранились.

Реконструкция
поперечного разреза храма. Вид на восточную апсиду

Реконструкция входа в храм




Несмотря на то, что сейчас храм представляет собой лишь необычной формы углубление в земле, удалось установить, что некогда его интерьер был не беднее других херсонесских церквей. Неоднократно высказывалось также предположение о том, что в этом храме сохранялись мощи какого-то святого мученика и потому он называется еще и храмом-мавзолеем. Интересно, что храм, видимо, продолжал существовать на этом месте при всех перестройках квартала и почитался до последних лет жизни города.





https://www.youtube.com/watch?v=UW9Lh5y71e4

Памятник, носящий название Пещерный храм на главной улице располагается в III квартале Херсонеса, в северо-восточной его части. 
Трудность в изучении данного объекта состоит в том, что кроме архитектурной формы, выветрившейся от времени и остатков фундамента наземных построек, другой материал отсутствует. Несмотря на то, что памятник представляет собой немалый интерес, он слабо изучен. 
Теперь скажем вкратце об истории  исследования Подземного храма. Первые раскопки были произведены Одесским обществом истории и древностей в 1883 и 1884 годах, причем чертежи, сделанные при раскопках, достаточно схематичны, а описания слишком обобщены. В 1908 – 1910 годах Лепером Р. Х. было произведено  доследование данного объекта.  В 1980 -1984 годах Херсонессой экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Беляева С. А. были произведены исследования, включающие расчистку храма, архитектурные обмеры, сделанные студентами-практикантами МАРХИ, а также дополнительные обмеры.  
С самого начала обнаружения подземного храма он был воспринимаем не более чем погреб. Определение пещерного храма погребом сохранялось за ним в течение всего XIX и начала XX века. Однако наличие абсиды в восточной части и повторяющая ее апсида в наземном строении, а также наличие в западной части вырубленных в скале ступенек, указывает на то, что перед нами культовое христианское сооружение. Возможно, подземный храм вызывает аналогии с римскими катакомбами, где совершали богослужения  первые христиане, и позволяет интерпретировать это помещение как храм первых христиан Херсонеса. Такое объяснение назначения храма довольно популярно и вошло во многие путеводители. Более правдоподобным выглядит объяснение функционального назначения памятника, данное К. Э. Гриневичем при издании им в третьем Херсонесском сборнике материалов раскопок III квартала Херсонеса, произведенных Р.Х. Лепером в 1910 – 1912 годах [3. Стр. 77-78]. Гриневич предполагает, что первоначально подземный храм представлял собой цистерну, которая впоследствии была сильно углублена и расширена. В этой довольно мягкой скале была вырублена апсида и ниша для раки с мощами. С особым вниманием отнесся к памятнику А. Л. Якобсон в своей книге «Раннесредневековый Херсон» [4. Стр. 191-192]. Он предполагает, что это мавзолей-мартирий раннесредневекового времени, возможно, V века. В пользу функционирования памятника в качестве храма не ранее V века говорят выводы, сделанные С.В. Ушаковым и Е.В. Струковой при рассмотрении памятника в соотношении с распложенным рядом  винодельческим комплексом. В статье «Позднеантичный винодельческий комплекс в Северо-восточном районе Херсонеса Таврического (III квартал)» говорится: «Так или иначе, трудно представить, что это значительное культовое сооружение могло существовать одновременно с производственными помещениями винодельни. Можно было бы предположить, что винодельческий комплекс, занимавший весь восточный угол третьего квартала, относился к позднеантичному времени, а в V веке, как предполагал первоначально автор раскопок М.И. Золотарев, или, по крайней мере, в первой половине следующего, VI столетия, но не как не в VII в. он прекратил свое функционирование» [2].  С нашей точки зрения можно осторожно предположить начало функционирование Подземного храма с VI века, а наземной церкви – в период зрелого  средневековья.
На основе имеющихся материалов мы представляем  3D реконструкцию Пещерного храма на главной улице с наземным храмом над ним и литургической планировкой. За основу построения  наземного храма был взят Генплан северо-восточного района, III квартала, раскопок 1978 года (по М.И. Золотареву). За основу 3D реконструкции Подземного храма были  взяты иллюстрации к  статье  «Пещерный храм на главной улице Херсонеса», опубликованной С. А. Беляевым   в сборнике «Византия и Русь»,  [1]. В данной статье выдвигаются обоснованные предположения, которые у нас не вызывают сомнений. Первое: что поземный храм был сделан на месте рыбозасолочной цистерны, второе: храм является памятником раннехристианской архитектуры, третье: наземная церковь была построена позднее, возможно в позднее средневековье. Согласны мы и с выводом автора, который в свою очередь ссылается на мнение  А. Л. Якобсона, что церковь существовала прежде всего, как мавзолей-мартирий. Эта функция храма имеет ключевое значение и объясняет необычность постройки. Возможно, храм существовал, как пещера, где совершал свои подвиги священномученик Василий и где впоследствии были положены его мощи. Предполагаемый саркофаг с мощами, скорее всего, располагался в нише в юго-западном углу подземного храма. Сам храм делился на две части, западную с нишей для мощей и восточную с алтарной апсидой. В алтарной апсиде располагался престол, скорей всего, вход в алтарь перегораживала невысокая алтарная преграда. Очень убедительна реконструкция Беляева лестницы, ведущей в храм, разделяющейся на два пролета, которую мы и постарались изобразить на своей реконструкции, и археологическое обоснование которой приводится в вышеупомянутой статье. Так же в статье предполагается наличие свода над подземным храмом, выстроенном из плинфы, чему автор находит материальное подтверждение при раскопках и обследовании храма во время экспедиций ИА 1980, 1984 и 1986 годов.   Не опровергая его заключения по поводу свода, мы выдвигаем предположения, что такой свод мог существовать до постройки верхнего храма. Ведь в статье Беляева говорится, что все, кто писал о подземном храме, согласны в одном: верхний храм возник значительно позже, скорее всего в позднее средневековье. Итак, свод, возможно, был до построения верхнего храма. Но если сверху был воздвигнут новый  храм, то естественно могло возникнуть желание объединить эти два пространства. Во-первых, по соображениям сакрального характера. Если внизу располагался  храм-мартирий, как почитаемая в городе святыня, то верхний храм был построен ради него. Причем верхний храм намеренно должен был возвышаться над соседними строениями, указывая на священное место.  Во-вторых, если сверху была крыша верхнего храма, то какая надобность была в перекрытии над нижним храмом? Наоборот, отсутствие перекрытия над нижним храмом позволяло проникать в нижний храм свету и свежему воздуху, льющемуся из окон верхнего храма. Причем окна в верхнем храме должны были максимально пропускать свет. Для этой же цели ограды в верхнем помещении, скорее всего, были сделаны в виде решеток.  В-третьих, как  это видно на объекте и как сказано в статье Беляева вход в подземный храм был не с улицы, а из помещения верхнего храма. Таким образом,  при богослужении в нижнем храме люди могли находиться и наблюдать службу как внизу, так и вверху, подобно тому, как стоят люди на хорах. Некоторые аналогии для подземного храма мы можем найти в подземных помещениях Храма Гроба господня, Храма Рождества Христова в Вифлееме, Храма Вознесения на Елеонской горе, Храма Семи отроков в Эфесе. Среди этих храмов наибольшее соответствие с подземным храмом на главной улице Херсонеса можно видеть в храме Вифлеема, где есть  подземный обход (амбулаторий) и на первом этапе было «окно» вниз. 
Итак, мы представляем модель храма на последнем этапе его существования без заметных внутренних противоречий. Модель не претендует на полное отображение действительности, но предполагает возможное устроение храмового комплекса с учетом литургического функционирования.  

1. Беляев С. А. «Пещерный храм на главной улице Херсонеса» //  сборник «Византия и Русь»,  Сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1989. Стр. 26-55
2. Ушаков С.В., Струкова Е.В. Позднеантичный винодельческий комплекс в Северо-восточном районе Херсонеса (III квартал)  // «Кондаковские чтения - II». Проблемы культурно-исторических эпох. – Материалы II Международной научной конференции. Белгород: БГУ, 2008. - С. 151-157. 
3. Херсонесский сборник. Вып. III. 
4. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес  // МИА 63. М.;Л., 1959

розовым цветом показано место расположения пещерного храма


храмовый комплекс, современный вид


апсида пещерного храма


восточная часть пещерного храма

апсида надземного храма

ступеньки в нижний храм, вид с востока


разрезы, обмеры 1984 года (из статьи Беляева С. А. «Пещерный храм на главной улице Херсонеса»)

реконструкция (из статьи Беляева С. А. «Пещерный храм на главной улице Херсонеса»)

совмещенные планы верхнего и нижнего храма


 реконструкция. продольный разрез.



интерьер верхнего храма, вид от западной двери

интерьер, вид на лестницу, ведущую в нижний храм

экстерьер, вид с юго-востока


экстерьер, вид с северо-востока

Видеоэкскурсия по Херсонесу. Часть 3

https://www.youtube.com/watch?v=OB6wWlHAnOs



Как выглядели полы античных и раннехристианских храмов
  Очень интересно посмотреть как выглядели эти удивительные постройки. До нас дошли интересные детали: фрагменты мозаичных полов этих храмов.
  Различные орнаменты: растительные и геометрические, с фигурами птиц и животных, использованием четырёх цветов, отражающих основные стихии по греческой философии.
  Рассмотрим основные варианты таких покрытий.
  Итак, внимательно смотрим себе под ноги... 
Мозаичные полы античных храмов Херсонеса

















АНТИЧНАЯ МОЗАИКА ХЕРСОНЕСА

Расцвет производства античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появилась техника подколки камешков мозаики, и стало доступным цветное стекло, что позволило использовать неограниченную цветовую гамму для достижения живописной реалистичности изображений.

Античная мозаика развивалась от несложных узоров выложенных чёрной и белой галькой, до сложных и изысканных цветных композиций. Древнейшая  античная мозаика из необработанной гальки найдена в Коринфе и относится к концу V века до н. э.


Khersones_mosaic_1

Во время раскопок в Херсонесе, проводимой Археологической комиссией под руководством К.К Костюшко-Валюжиничем в 1890 году на участке «базилика на холме» в западной части Херсонеса была  обнаружена мозаика ранневизантийского времени.
bazilika_v_bazilike_01

Мозаичные полы в базилике Херсонеса  были обнаружены в 1853 году А.С. Уваровым, и в 1876 году был обнаружен мозаичный пол в шестистолбном храме.
148
Участок  «базилика на холме» находится внутри городской оборонительной стены II века до н.э. Холм господствует над всей береговой полосой, постройки на холме занимали господствующее положение.  Начиная с первой половины 4 века нашей эры и до  15 векана высоком холме Херсонеса возводились христианские храмы, базилики, и целыехрамовые комплексы.
мозаика2
Мозаичные полы относятся к самой ранней базилике. В базиликах Херсонеса пол в центральном нефе был мраморный, а в боковых нефах — мозаичный. Общая площадь мозаики в базилике ровна 286 кв. м., но во время раскопок обнаружено только 28 кв.м.
759
Сюжет сохранившейся части мозаики — это полоса растительного орнамента по белому фону выложены красные контурные линии листьев, заполненных жёлтой мозаикой. Бордюрная полоса мозаики выделена чёрным цветом. Основное поле мозаики заполнено белыми кругами, окружённые черной и красной полосой. Внутри кругов — ромбовидный четырёхугольник с вогнутыми сторонами и жёлтым полем внутри.
Круги находят друг на друга, образуя чечевицеобразное поле у одного края ромба. Белый цвет — мраморные кубики, размером 1,5х1,5 см., красный цвет — битая черепица, чёрный и жёлтый цвет — природные камни.
Мозачное панно
Фрагмент мозаики в южном нефе базилики представляет собой листья плюща (вьюна) — по белому полю красная линия ветки и красный контур листа, заполненного жёлтой мозаикой.
мозаика0
Базилика в базилике — средневековый храм, построенный на руинах первого раннего христианского храма на территории Херсонеса Таврического.
базилика-1
Первый храм («большая базилика») был построен в VI веке, во время правления византийского императора Юстиниана I Великого (греч.  Μέγας Ιουστινιανός; 483 г. — 14 ноября 565 г.).
херсонес-мозаика
В одном из нефов базилики была выложена мозаика в виде геометрических линий и фигур, христианских символов — чаши канфары — символ причастия.
птица
Символ души человеческой — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века в  Херсонесе.
ch3
В купели базилики был выложен павлин с распущенным хвостом — символ воскресения из мёртвых, он сложен из белого мрамора, разноцветных кусочков известняка  и тёмно-зелёной смальты. Распущенный хвост павлина — символ звёздного неба, голуби — символ Святого Духа, якорь — символ надежды, одной из трех главных христианских добродетелей.
птица
По обе стороны от Павлина изображены голуби — символ святого духа, голуби заключены в круглые медальоны. В купель базилики можно было попасть по длинному, узкому коридору, примыкающему к северному нефу.
В мозаичных рисунках Херсонеса встречаются и другие христианские символы — ромб с надетыми на него кольцами — символ вечности, якорь — символ надежды.
hfrK_mCqkWk
От галереи частично сохранились боковые стены и основания колонн. Колонны христианского храма были изготовлены из мрамора и весили около 350 кг. Сочетание белых колонн базилики и разноцветной мозаики пола среди темной зелени кустарника делают этот археологический памятник украшением Херсонеса.
Перед входом в центральный зал базилики на полу была выложена надпись на греческом языке «Всякое дыхание да хвалит Господа».
В конце XIII века малая базилика погибла при пожаре.

Мозаичные полы из античных построек Херсонеса